Автор: Анзибаэль.
САТАНИЗМ КАК РЕЛИГИОЗНОЕ УЧЕНИЕ.
Один из самых актуальных вопросов на сей день. Набившая всем оскомину проблема разделения на неосатанизм и традиционализм вносит лишь большую путаницу. Эта статья имеет своей целью доказать, что Сатанизм – это религиозное учение, что традиционные учения и понятия имеют под собой основания в отличие от неосатанизма, что присваивание самого термина «Сатанизм» неправомерно для многих людей, самоопределяющих себя как Сатанисты.
Что есть религия? Религиоведы создали более двухсот определений данного термина, но даже такое количество и разнообразие определений не отразило полностью сути религии как явления. Я считаю, что единственный способ дать близкое к совершенству определение, это изучить и сравнить известные и доступные нам для изучения религии, сравнить и вывести черты свойственные всем религиям без исключения. Когда данные черты будут выведены, это позволит нам ответить на вопросы: отвечает ли Сатанизм этим критериям? Отвечает ли тем же самым критериям неосатанизм?
Итак, сравнивая религии, отделенные друг от друга расстоянием, временем, культурными особенностями народов, исповедующих их, мы можем выделить ряд черт свойственных всем религиям, то есть то, что, собственно, делает религии религиями.
Первый из критериев, это анимизм – вера в существование души, духов, нематериального начала вообще. Данная черта свойственна всем религиям без исключения. Начиная с шумерского язычества, самого древнего из известных науке, до совсем «молодых» сект построенных на основе религий уже прошедших испытание временем.
Вторым неотъемлемым элементом всех религиозных систем является признание адептами этих систем своего неравенства по отношению к высшим силам, то есть силам имеющим нематериальную природу, обладающих способностями чуждыми человеческому существу и превосходящими возможности смертных. Этот критерий неотделим от первого, ибо если первый является лишь признанием существования нематериальных сил и высших включительно, то второй подчеркивает преимущество почитателя, а с появлением белосветных религий, и обязанность оказания почтения.
Наравне с признанием неравенства между человеком и высшими силами, в каждой религии наличествует такое явление как поклонение. Религия не может ограничиваться одним лишь признанием существования высших сил, не может ограничиться и признанием неравенства между ними и человеком, ибо в данном случае религия оказалась бы лишь совокупностью некоторых знаний о высших силах и их свойствах. Поклонение же «оживляет» эти два критерия, ибо является деятельностью реально создающей связь между человеком и божеством.
Разумеется, что связь между высшей силой и человеком может носить «разовый» характер, то есть цель подобной связи может быть единична и нацелена на получение конкретного результата. И оказание почтение как формы поклонения может наличествовать в таких формах взаимодействия между человеком и божеством/божествами. Поэтому даже под названные критерии помимо религии могут подойти и другие явления. Именно поэтому нужно выделить еще два важнейших критерия: поклонение в религии всегда носит неограниченный характер, то есть является деятельностью, совершение которой предполагается как постоянное, а не единичное действие. Далее следует отметить, что не все высшие силы, существование которых признано и высшая природа по отношению к человеку не оспаривается, являются частью именно религиозного воззрения конкретного человека. Стало быть, в религиозных учениях всегда есть высшая сила, пользующаяся не только верой в ее существование человеком, но и его почтением, причем как замечено выше, почтением неограниченным. Условно назовем эту силу объектом поклонения.
Идем дальше, поклонение не может существовать как абстрактное понятие, и, следовательно, имеет свои пути для реализации. Это пути, или способы можно объединить под словосочетанием – религиозная деятельность. Не стоит путать понятия религиозной деятельности и ритуальной практики. Первое является более широким понятием, чем второе и включает его. Религиозная деятельность – это деятельность, совершаемая носителем определенного религиозного учения, имеющая отношение к общему – религии, а ритуальная практика, совершаемая носителем определенного религиозного учения – это деятельность имеющая прямое отношение к частному – поклонению, то есть элементу религии. Но, несмотря на то, что ритуальная практика является лишь формой религиозной деятельности, она также сама по себе является неотъемлемым элементом каждой религии.
Разумеется, не подлежит сомнению такой элемент религии как субъект поклонения высшей силе. Хотя бы из одного этого элемента следует, что в центре любой религии стоит отношение между почитателем и божеством/божествами.
Далее, нет ни одной религии, не содержащей в основе своей представлений о мире, об устройстве вселенной, о временах ушедших и грядущих и т.д. Даже шаманизм – одна из самых древних форм религии, в большинстве своих проявлений, если не во всех, отражает человеческие представления о мире вообще. То есть каждая религия включает в себя совокупность представлений, свод знаний.
На этом неотъемлемые элементы религии как явления заканчиваются. Далее идут черты являющиеся специфическими, распространенные в разном соотношении между религиями по массе оснований: пространство действия религий, время их действия, место и время возникновения, культурные особенности народов исповедующих религии и т.д.
Итак, назвав признаки религии как явления, на основании их, мы можем создать определение, отвечающее запросам всех религиозных учений. Религия – это система представлений и действий, основывающаяся на некоей духовной связи человека и нематериальной высшей силы, всегда являющейся поклонением, имеющим неограниченный характер и реализующимся посредством религиозной деятельности вообще и ритуальной практики в частности.
Теперь перейдем к вопросу, что есть Сатанизм? Нужно отметить, что каждый термин является лишь содержанием некоторой смысловой сути, и именно поэтому мы пользуемся конкретным термином для обозначения той смысловой сути, которую вкладывали со времени появления термина и на протяжении определенного периода времени, периода существования термина. Бессмысленно, если не неправомерно, называть Сатанизмом то, чем он не является. Я говорю о субъективной интерпретации этого термина отдельными личностями. Первым из тех, кто дал Сатанизму новое определение, и новое понимание был Антон Шандор ЛаВей. Однако до времени появления новой интерпретации этого термина ЛаВеем, термин Сатанизм уже обозначал Культ Сатаны. Именно поэтому нет никаких оснований для существования «своих собственных сатанизмов». Есть только один Сатанизм, и само слово это обозначает то, что значило во время своего появления и вплоть до сегодняшнего дня, это же оно будет означать и далее.
Итак, теперь, когда мы выяснили, что распространенные в последнее время определения Сатанизма неверны, перейдем к определению верному. А после рассмотрим Сатанизм с точек зрения неотъемлемых элементов религии.
Сатанизм как религия представляет собой – систему представлений и действий, основывающуюся на духовной связи Сатаниста и Темного Божества/Божеств, всегда являющейся поклонением, имеющим неограниченный характер, реализующимся посредством религиозной деятельности вообще и ритуальной практики в частности.
Под данное определение могут подойти и некоторые языческие культы, также основывающиеся на поклонении Темным Богам и отвечающие всем критериям, которым отвечает и Сатанизм как религия. Поэтому стоит заметить, что сущность учения Сатанизма и языческих культов, посвященных Темным Богам едина. Однако, «Сатанизм» является наиболее распространенным термином, поэтому мы и используем его, говоря о культах, которые могут и не иметь прямого отношения к Противнику христианского бога. Это приводит к двоякому пониманию Сатанизма – в широком и узком смыслах. В узком смысле Сатанизм неотделим от Сатаны как конкретного Божества. В широком смысле Сатанизм представляет собой «темную» основу язычества, то есть, лишь некоторые религиозные учения. С тем же успехом мы можем использовать и название любого другого религиозного учения, в основе которого лежит связь человека с Темными Богами для обозначения этой же основы язычества. Речь идет о целесообразности и удобности использования термина. И никакой ошибки в том нет. Ибо сама сущность любого культа Темных Богов противопоставлена христианскому учению, как и сущность Сатанизма, любому другому белосветном учению, которое напрямую может и не относиться к христианскому миропониманию. Поэтому считаю отождествление понятий Дьяволопоклонничество, Демонопоклонничество с Сатанизмом обоснованным и верным. Далее мы будем говорить о Сатанизме в его широком смысле.
Итак, дав определение Сатанизму, рассмотрим каждый из признаков, исходящих из данного определения на его наличие в религиозном сатанинском учении:
1) Анимизм. Не приходится сомневаться в наличии этого признака в каждом сатанинском учении, коль скоро само это учение зиждется на связи поклонника с Темными Богами.
2) Признание превосходства Темных Богов над человеком само по себе разумеется. Ибо если сфера влияния человека ограничивается миром материальным, то сфера влияния высшей силы охватывает и другие планы бытия, существование которых предполагается как форма проявления анимизма.
3) Поклонение присутствует в каждой религии, и в сатанинских учениях соответственно. Формы проявления поклонения разнятся в зависимости от многих факторов. Если в одном религиозном учении как форма поклонения регламентируется самоуничижение перед божеством или самопожертвование ради него, то в других религиозных учениях этого нет. Именно поэтому поклонение в Сатанизме должно присутствовать всегда, а форма его проявления вопрос субъективный.
4) Поклонение в Сатанизме, как и в любой другой религии, носит неограниченный характер. Духовная связь между субъектом поклонения и его объектом предполагается как действие постоянное, а не единичное.
5) Каждое сатанинское учение четко выделяет объект или объекты почтения.
6) Сатанизм реализуется посредством религиозной деятельности, и духовная связь поклонника и Темных Богов будет основой для каждого действия.
7) Ритуальная практика – неотъемлемый элемент каждой религии, несмотря на то, что является лишь частью религиозной деятельности. Собственно, любая религия в своей религиозной деятельности может ограничиться деятельностью ритуальной, но отторгнуть последнюю не может ни одна.
8) Самоочевидно, что субъект поклонения наличествует в Сатанизме, как и в любой религии.
9) Сатанизм в широком смысле слова не является носителем единой системы представлений, однако, каждое проявление Сатанизма такую систему содержит.
Как видим, каждый из критериев подошел к Сатанизму, поэтому делаем вывод, что данное выше определение истинно. Сатанизм обладает всеми неотъемлемыми элементами религии, следовательно, религией и является. Что касается неосатанизма, то как было доказано ранее, это явление неправомерно в своих претензиях на титул Истинного Сатанизма.
Стоит ли говорить, что явление это не отвечает всем выделенным критериям? И стоит ли говорить, что религия не может являться религией без наличия в ней этих критериев, и что любое учение самоопределяющее себя как сатанинское таковым не является, коль скоро не отвечает определению Сатанизма?